Новости и мероприятия

 1. 1

Работа психолога на период летней каникулярной занятости 2020 г.




Тема института семьи и брака, также, как и тема внутрисемейных отношений, наверное, будет актуальна всегда. Все мы родом из детства, и сделать так, чтобы детство было счастливым, нам взрослым вполне по силам. Так в ГАНОУ РС(Я) «РРЦ «Юные якутяне» организована на постоянной основе психологическая работа с населением.

С какими направлениями проводится работа психолога: в первую очередь это дети, но сопровождать детей, без их родителей, не имеет смысла, поэтому сразу же пошла работа внутри семья, целью которой было обеспечение благоприятного микроклимата. Какие формы работы мы используем: консультации, психодиагностические и психокоррекционные мероприятия, лекции, тренинги, игры и т.д.

Во время пандемии появилась острая необходимость в проведении дистанционных курсов по семейной психологии (участники – родители и дети) и курсов для детей, направленные на личностное развитие и профессиональное ориентирование. Первоначально приняли участие 30 семей и более 60 детей разного возраста. Форма психолого-педагогической работы была онлайн консультирование. Помимо теоретических знаний, родители получили практические навыки по семейной психологии.

Работа проводилась в тесном контакте с родителями и детьми. Тематика курсов была разнообразная: «Гармонизация детско-родительских отношений», «Не такие как все» (для родителей с детьми с ОВЗ», «Ищу свою профессию», «Ищу себя», «Я - мама подростка». Алгоритм работы состоял в следующем: дети проходили групповые занятия, в которых, наряду с теоретической подготовкой в игровой форме, также проводилось психологическое тестирование. После чего психолог с родителями рассматривали наиболее желательные пути по улучшению детско-родительских отношений. Родители получили необходимый «ликбез» по семейной психологии. В ходе работы с психологом многие родители отметили улучшение качества взаимодействия с детьми и улучшение социально-психологического климата в семье, положительные изменения  в поведении детей, как-то: открытость, общительность, повышение уверенности в себе и улучшение психоэмоционального фона. 

Выводы по итогам работы психолога:

1) в дистанционном формате участникам курсов комфортно и удобно работать с психологом. Во время занятий дети и их родители вполне свободно общались и активно принимали участие в онлайн режиме.

2) значимость психологических занятий с родителями, целью которых было улучшение детско-родительских взаимоотношений, а также устранение психологической «безграмотности» отдельных родителей. Прослеживались и некоторые культурные особенности в поведении детей, которые выражались в нерешительности, снижении коммуникативных навыков, низкой эмоциональности, местами закрытости.

Какие психологические проблемы в семьях можно отметить:

1. Вне зависимости от национальности, социального и культурного уровня, за редким исключением, большинство отцов не занимается воспитанием детей. А если и принимают участие в воспитании, то оно сводится к устрашению детей отцовской доминантой. Многие мамы замечали, что сыновья имеют такие же психологические проблемы, что и их отцы. Роль отца зачастую сводится к материальному обеспечению семьи.

2. Многие дети не решаются сказать родителям о своих желаниях, из-за боязни быть неправильно понятыми. И запрос многих родителей на работу с психологом, как раз и строился на том, чтобы психолог помог мамам больше понимать своих детей и стать им ближе.

3. Мамы, не смотря на свою загруженность, проявляют интерес к психологическим знаниям, но не имеют структурного подхода в их освоении. 

4. В том случае, когда у ребенка возникают проблемы в поведении, в общении со сверстниками, с успеваемостью и т.п., родители только тогда обращаются к психологу за помощью, то есть профилактических мер не предпринимается.

Решение проблем возможно:

1) При наличии системы получения психологического «ликбеза» многих проблем внутри семьи, а также психологических проблем у детей можно было бы избежать. Именно отсутствие системы получения элементарных психологических знаний и навыков приводит к тому, что дети испытывают серьезные поведенческие и личностные проблемы.

Ожидаемые результаты:

- развитие эмоционального интеллекта у современных детей даст им возможность свободно и спокойно рассказывать о своих проблемах и тревогах, поможет «разгрузить» свою нервную систему, научит регулировать свое состояние и больше понимать себя.

- если будет организована некая комплексная система поддержки, в которой смогут принимать участие родители, педагоги и дети, то многих серьезных проблем в личности детей, а значит – и общества в целом, можно было бы избежать.

Практика показала, что работа с семьей является приоритетным направлением, если мы хотим изменить в лучшую сторону свое будущее.


 


Рабочая тетрадь участника летней психологической смены-2020 ГАНОУ РС(Я) "РРЦ "Юные якутяне"

 

1. 2

Психологический анализ «Itstart 2020»

 

В июле-августе 2020 г. психолог центра осуществляла профессиональное сопровождение профориентационного лагеря «Itstart 2020». За это время участники прошли психологическое тестирование и психологические тренинги. Целью комплексного тестирования было изучение личностных особенностей, профессиональных предпочтений, и уровня развития эмоционального интеллекта у подростков. Вместе с детьми участие в психологическом исследовании приняли и их родители. Тренинги были направлены на повышение личностного роста и командообразование.

Было обследовано 44 ребенка в возрасте от 11-17 лет, 21 девушка, 33 юноши, 37 родителей. Исследование проводилось по следующим методикам: ассоциативный тест «Куб в пустыне» и тест ассоциаций по картинам якутских художников, «Битест» для детей и родителей.

Сравнительный анализ результатов указанных тестов показал следующее:

Высокую мотивацию в самоопределении своих профессиональных качеств имеют в целом 46% участников. Среднюю мотивацию имеет 34%. Низкую мотивацию - 20%.

В профессиональных предпочтениях участники имеют следующие направления:

Техническое - 43,7%.

Экономическое - 36,4%.

Творческое - 27,2%.

Гуманитарное - 13,6.

Спортивное - 9%.

Естественно-научное - 6,8%.     

Отдельное изучение касалось исследования эмоционального интеллекта у детей и родителей. Всего прошли исследование 38 участников и 32 родителя. Испытуемым предъявлялись картины художников РС (Я) на разную тематику. В результате свободного выбора и ассоциативного мышления был составлен аналитический ряд, который показал, что дети выделяют в основном положительные эмоции, связанные с Якутией, деревней, семьей, с традиционным укладом жизни народа саха. Выбор отрицательных эмоций минимальный, что свидетельствует о позитивном психоэмоциональном фоне испытуемых. На вопросы, опишите свое состояние в настоящий момент времени, опишите свое привычное состояние, опишите состояние, к которому вы стремитесь, преобладающее большинство испытуемых выбрали позитивные, задорные и эмоционально теплые картины. На вопрос, какая из картин вам несимпатична, дети выбрали картинку «проказника с рогаткой», «воина в воде» и осенний пейзаж. Все это указывает на положительный психоэмоциональный настрой ребят.

Ассоциативный ряд родителей более богатый, и родители указывают именно эмоции (у детей достаточно много описания картин в ассоциациях), спектр описываемых родителями эмоций довольно широк. Однозначно сказать, что родители выбирают положительные и позитивные ассоциации, невозможно. На вопрос, какая из картин вам несимпатична, родители выбрали картины с глубоким смыслом и неоднозначным содержанием, имеющим отношение к различным сферам жизни (более трагичным).

Таким образом, можно предположить, что эмоциональный интеллект у родителей более развит, чем у детей. Вместе с тем, дети, участвующие в профориентационной работе лагеря, не испытывают признаков дезадаптации и находятся в гармоничном и благоприятном настроении.

Вывод по результатам исследования:

1. Данные результаты подтверждают верный выбор профессиональных предпочтений участников профориентационного IT лагеря.

2. Более 60% участников показали, что предпочитают придерживаться разумного баланса между стабильностью и традиционным стилем работы и свободой самовыражения с другой стороны. Определенность, стабильная зарплата, социальные гарантии и комфортные условия труда, для них имеют определяющее значение. Менее 40% участников выбрали более рискованный, творческий и свободный график и стиль работы. 

3. Соотношение результатов тестов детей и их родителей показал следующее, у более 70% результаты тестов родителей и детей совпадают в показателях, что указывает на то, что родители очень хорошо знают привычки и интересы своих детей, понимают, что для них важно, знают их сильные и слабые стороны.

4. Подростки нуждаются в развитии эмоционального интеллекта.


1. 3

 Работа психолога на период осенней каникулярной занятости 2020 г.


Во время осенних каникул в центре работал психологический мини-курс «Психология ребенка победителя и родителя». В работе курса приняли участие 27 семей.


Презентация с курса.