21 июля 2020 г.

Проект «Рисуем все»

Проект «Рисуем все»

Проект «Рисуем все» инициирован  Михаилом  Ефимовичем Николаевым, Первым Президентом  Республики Саха (Якутия), Государственным Советником Республики Саха (Якутия).

В целях реализации республиканского проекта «Рисуем все»,  приказом министра образования и науки РС(Я) В.А. Егорова № 01-10/587 от 30.04.2019 года «О реализации проекта «Рисуем все» создана рабочая группа по реализации проекта под председательством заместителя министра образования и науки РС (Я) Тихонова В.И., также приказом МО и Н РС(Я) №01-10/648 от 08.05.2019 года утвержден План мероприятий (дорожная карта) по реализации республиканского проекта «Рисуем все» на 2019-2024 гг.

На основании приказа министра образования и науки РС(Я) В.А. Егорова № 01-10/587 от 30.04.2019 года «О реализации проекта «Рисуем все» ГАНОУ РС (Я) «Республиканский ресурсный центр «Юные якутяне» является координатором проекта «Рисуем все».

Цели и задачи Проекта:

Цель: создание условий для накопления и развития креативного человеческого капитала Якутии посредством изобразительного искусства.

Задачи:

1. - организация всеобщего детского художественного образования;

2. - формирование и развитие эстетических, художественных потребностей и

вкусов всех социальных и возрастных групп населения;

3. - Разработка и утверждение регионального стандарта образования по

изобразительному искусству, повышение качества преподавания рисования,

обеспечение процесса преподавания рисования с помощью использования

лучших образцов отечественной и мировой практики, достижений

педагогической науки и современных образовательных технологий;

4. – выявление и поддержка лидеров художественного образования и

творчества;

5. - систематизация конкурсов по художественному творчеству, в том числе

по изобразительному искусству;

6. - разработка нормативно- правовых основ регионального художественного

образования;

7. – подготовка и повышение квалификации педагогических кадров среднего

и высшего уровня в системе художественного образования.

Главные направления деятельности по проекту «Рисуем все»

Реализация проекта осуществляется по 4 направлениям:

1. Изобразительное искусство в системе образования (дошкольное, начальное, общее основное и среднее общее образование, профессиональное художественное образование).

2. Изобразительное искусство в системе дополнительного образования детей.

3. Изобразительное искусство для взрослых.

4. Подготовка и повышение квалификации учителей рисования, черчения, изобразительного искусства в системе профессионального художественного и дополнительного образования.

1. По первому направлению. Приобщение детей к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

На дошкольном уровне художественное воспитание направляется на развитие творческой фантазии ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:

- развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах

своего отношения к окружающему миру;

- формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;

- способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне;

о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

- способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

- воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

- ранняя профессиональная ориентация в сфере ИЗО;

- ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.

Программа развивает ФГОС основного общего и среднего образования. В содержание предмета входят эстетическое воспитание, практическая художественная деятельность учащихся.

2. По второму направлению.

Система дополнительного образования детей создает условия для внешкольных занятий детей изобразительным искусством.

Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры. Программа ИЗО предлагает детям систематизированное образование по ИЗО с перспективой последующей специализации в отдельных видах изобразительного искусства.

Для выполнения этой цели она расширяется по тематике, углубляется по содержанию, обогащается современными визуальными видами искусства и ловиеигровыми приёмами. Проводятся сезонные пленэры при организации дополнительного образования и летнего отдыха детей.

3. По третьему направлению.

Координация деятельности по художественному образованию взрослых осуществляется национальным центром ДПИ и НП «Симэх» совместно с образовательными учреждениями художественного направления, общественными организациями художников, дизайнеров, архитекторов, Союза мастеров «Уус», мастеров народного творчества и промысла и др.

4. По четвертому направлению.

Подготовка и переподготовка педагогических кадров в сфере художественного образования осуществляется в соответствии с государственным целевым заказом, согласованным с работодателями и управлением межотраслевого кластера по художественному образованию «Сириус» - объединением творческих личностей, союзов и организаций художественного образования. Содержание регионального художественного образования и учебно-методические рекомендации разрабатываются министерством образования и науки РС(Я) совместно с кластером «Сириус»,

научно-образовательными и творческими объединениями РС(Я), Ассоциацией учителей ИЗО РС(Я) в соответствии с ФГОС.

Система подготовки кадров в сфере изобразительного искусства отличается гибкостью как в организационном, так и в содержательном планах. Необходима организация переподготовки кадров в сфере изобразительного искусства по уровням их деятельности: дошкольное, общеобразовательное, дополнительное, профессиональное – среднее и высшее.

В целях подготовки учителей изобразительного искусства, рисования и

черчения с высшим образованием следует открыть соответствующие профили в Арктическом государственном институте культуры и искусств.

Требуются комплексные меры по повышению статуса учителя ИЗО, повышению престижа креативной деятельности.

Ожидаемые результаты реализации проекта «Рисуем все»

Результаты сосредоточены на формирование креативной памяти, художественной культуры общества, создание произведений изоискусства, арт-терапевтического эффекта и воспитание творческой личности, освоившей эстетический характер родного народа и мировой художественный опыт.

Ожидаемые результаты для учащихся:

•Приобретение учащимися конкретных знаний, умений и навыков в различных видах изобразительного искусства и творческой деятельности, синергетики интеллектуального развития;

•Формирование мотивации к самостоятельному творчеству, вызывающему чувство удовлетворенности, наслаждения и эстетическому развитию;

•Овладение чащимися механизмом реализации собственной инициативы от момента ее возникновения творческой идеи до воплощения на практике, а также способами самоопределения и выбора профессии;

•Освоение участниками ценностей творческой коммуникации, духовного общения на принципах сотворчества, содружества и сотрудничества.

Для педагогов

·        Профессиональная практическая реализация теоретических и методических знаний педагога ИЗО в соответствии с профессиональными стандартами;

·        Творческая самореализация педагога;

·        Ориентация и приобщение подрастающего поколения к культуре и традициям народов Якутии, мировой художественной культуре через изобразительное искусство по педагогическому принципу «от ближнего к дальнему»;

·        Духовно-нравственное развитие и воспитание через эстетическое восприятие природы родного края;

·        воспитание патриотических чувств, освоение корней искусства своего народа;

·        воспитание бережного отношения к рукотворным и природным памятникам, ответственность за сохранение народных художественных традиций и культурных ценностей;

·        формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре народов России;

·        организация профориентационной работы с детьми.

Для взрослых

·        Открытие творческой способности к занятиям изобразительным искусством;

·        Приобретение конкретных компетенций в различных видах изобразительного искусства и творческой деятельности;

·        Потребность в создании эстетической среды проживания;

·        Формирование гражданской творческой позиции;

·        Активное продвижение художественных ценностей, эстетического характера народов Якутии.

Этапы реализации Проекта.

1-й этап 2017 – 2018 гг. – Организационный

·        Разработка и утверждение Общественно-государственного проекта «Рисуем все» и Дорожной карты проекта распоряжением правительства РС(Я);

·        Привлечение партнеров, спонсоров и меценатов к реализации Проекта, создание Попечительского совета;

·        Разработка и реализация муниципальных межведомственных программ по реализации проекта «Рисуем все»;

·        Создание кластера «Сириус» и Ассоциации учителей ИЗО РС(Я);

·        Разработка образовательных программ проекта «Рисуем все» по ступеням образования для различных возрастных групп населения, организация и внедрение в системе образовательных, общественнотворческих организаций, учреждений культуры и искусства образовательных программ по проекту «Рисуем все»;

·        Создание банка данных участников проекта «Рисуем все», разработка и внедрение программ переподготовки педагогических кадров по ИЗО в учреждениях образования, культуры и искусства;

·        Ежегодное проведение госзаказа и муниципальных заказов на создание произведений изобразительного искусства по проекту «Рисуем все»;

·        Упорядочение конкурсов и фестивалей по ИЗО;

·        Разработка региональных стандартов по ИЗО в общих образовательных организациях;

·        Создание условий для выявления одаренных детей в сфере ИЗО;

·        Внедрение подготовки педагогов с высшим художественным образованием в АГИКИ, СВФУ;

·        Создание координационно-информационного центра, действующего под эгидой «Сириус», популяризация Проекта в различных формах СМИ и ИКТ;

·        Открытие народного университета «Рисуем все» под эгидой «Симэх» и кластера «Сириус».

2-й этап 2018-2022 гг. – Внедренческий

·        Мониторинг хода Проекта на всех ступенях образования и реализации с последующей коррекцией и обновлением программ;

·        Организация публичной художественной деятельности путем создания постоянно действующих галерей Проекта «Рисуем все» в каждом улусе и поселении;

·        Участие в художественной жизни России и мира;

·        Создание условий для обучения художественно одаренной молодежи в ведущих центрах России и мира;

·        Внедрение общереспубликанского движения за красивые этнокультурные поселения, учреждения культуры, детские сады, школы, и подворья средствами художественного самовыражения населения;

·        Создание креативной среды в республике, повышение качества жизни людей художественными средствами;

·        Ввести критерий участия в проекте «Рисуем все» в оценке деятельности муниципальных, государственных и общественных организаций;

·        Ежегодная публикация хода реализации проекта;

·        Добиться вовлечения всего населения республики в популяризации, участии и внедрении проекта «Рисуем все».