Новости

21 февраля 2020 г. | Новости

Проведены Общественные обсуждения реализации проекта «МЫ – БУДУЩЕЕ РОССИИ!» и Плана Десятилетия детства в РФ до 2020 года

Публичные слушания призваны обеспечивать учет мнения населения при решении общественно значимых вопросов. Так, 20 февраля 2020 года одной из тем обсуждения в Общественной палате Якутии стала разработка проекта "Мы - будущее России!". Модераторами слушаний выступили Кириллина Валентина Ивановна, заместитель председателя Общественной палаты РС (Я), Ефремова Лена Павловна, председатель комиссии по социальной политике Общественной палаты РС (Я).


О разработке и ходе реализации проекта "Мы - будущее России!" согласно   Указу Главы РС (Я) №825 рассказала Васильева Варвара Альбертовна, директор Республиканского ресурсного центра "Юные якутяне":

- Для работы над содержанием проекта «Мы – будущее России!» Республиканским ресурсным центром «Юные якутяне» с декабря 2019 по февраль 2020 года с целью выявления текущего состояния вопроса патриотического воспитания детей был проведен опрос, в котором приняло участие 5885 жителей республики в возрасте от 9 до 77 лет. Опрос состоит из 4 тематических блоков: "Семейное воспитание", "Гражданско-патриотическое воспитание", "Профориентация", "Гражданская отвественность". Среди всех ответов респондентов на первом плане стоит приобщение детей к культуре, ценностям, патриотизму через личный родительский пример.

По словам Васильевой В.А., данный опрос свел в единый круг актуальные вопросы гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи, послужил материалом для анализа и составления Концепции, а также определил направления работы и векторы развития в рамках проекта «Мы – будущее России!»:

- Концепция «Мы – будущее России!» является результатом работы представителей государственных учреждений, муниципальных и частных структур, а также общественных организаций Якутии, которые в формате мозгового штурма встретились в ноябре 2019 года на площадке, организованной Министерством образования и науки РС (Я). Основой Концепции является создание экосистемы воспитания для всестороннего развития и профессионального становления детей и молодежи в сочетании с традиционной и цифровой средой.

Концепция утверждена трехсторонним приказом Министерства по молодежной политике и социальным коммуникациям РС (Я), Министерства инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС (Я), Министерства образования и науки РС (Я) 18 декабря 2019 г.

Проект строится на принципах преемственности исторических традиций, духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, реализации права на развитие личностного и профессионального самоопределения детей и молодежи, сочетания традиционной и цифровой среды в развитии личности, общественно-государственного партнерства, приоритетности инициатив детей и семьи, использования ресурсов семейных сообществ, позитивного потенциала детских, молодежных общественных объединений, и имеет три направления работы:

1.                  Создание новой модели организации сотрудничества государства, науки, общественных и гражданских институтов в воспитании (Министерство по молодежной политике и социальным коммуникациям РС (Я));

2.                  Цифровая трансформация: создание цифровых ресурсов и социально значимого контента, направленных на приобщение детей и молодежи к духовно-нравственным ценностям, национальным целям развития России, отечественной истории и культуре (Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС (Я));

3.                  Поддержка инновационных форм профориентационной работы и профессионального развития в целях формирования внутренней готовности детей и молодежи к осознанному, устойчивому выбору и планированию своей профессиональной карьеры. (Министерство образования и науки РС (Я)).

Сроки реализации Проекта разделены на 2 этапа в период с 2020-2025 гг.:

I этап 2020 – 2021 годы: планируется работа по реализации дорожной карты. Создан региональный комитет по реализации проекта «Мы - будущее России!». Будут внесены обеспечивающие реализацию проекта изменения в действующие государственные программы республики, включая уточнение объема необходимых для реализации проекта бюджетных ассигнований. Предполагается внесение изменений в региональное законодательство. В муниципальных районах республики на основе Концепции проекта будут разработаны муниципальные планы мероприятий по реализации проекта, начнется их реализация.

II этап 2022 – 2025 годы: продолжение выполнения плана мероприятий на региональном и муниципальном уровнях. Финансирование плана мероприятий будет осуществляться из разных источников, в том числе за счет средств бюджетов всех уровней и частных инвестиций. Начиная с I этапа органами исполнительной власти и заинтересованными организациями будет проводиться постоянный мониторинг реализации и оценка эффективности, степени достижения ожидаемых результатов.

В целях реализации проекта применяются правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические и информационные механизмы:

1.                  Правовые механизмы: совершенствование региональной и муниципальной нормативной правовой базы в сфере воспитания. Основными задачами являются разработка и утверждение нормативно-правовых актов и концептуальной базы для работы над проектом, в том числе брендинг муниципальных районов РС (Я), создание этнокультурного центра по работе с семьей, концепция профориентационной работы в республике.

2.                  Организационно-управленческие механизмы: разработка новой модели единого межведомственного взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества, в том числе реализация с бизнесом и коммерческими структурами совместных проектов социального воздействия, направленных на повышение образовательных результатов обучающихся. Появляется необходимость работы над общественно-гражданским воспитанием детей, созданием воспитывающей среды, к примеру, такие проекты, как: «Счастливая семья – счастливый человек», «Кадры будущего для региона», единый информационный контент.

3.                  Кадровые механизмы: развитие кадрового потенциала в условиях формирования новой экосистемы воспитания, подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников образования и других сфер деятельности с детьми в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества.

4.                  Научно-методические механизмы: формирование системы организации научных исследований в области воспитания и социализации детей; изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности. В дорожной карте обозначено создание методических рекомендаций для работы в муниципалитетах и учреждениях.

5. Информационные механизмы: использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов реализации проекта; организация информационной поддержки продвижения проекта с привлечением средств массовой информации.

По пункту №5 Васильева В.А. отметила: "Каждое мероприятие проекта "Мы - будущее России!" освещается в СМИ, ведется активная работа по реализации Концепции и проекта. С декабря 2019 года по настоящее время проведены следующие мероприятия для широкой общественности и детей:

- Предварительные слушания проекта "Мы - будущее России!" на базе "Точки кипения" с участием министра по молодежной политике и социальным коммуникациям РС (Я) Саргыдаева Степана Анатольевича, министра образования и науки РС (Я) Егорова Владимира Анатольевича;

- "Форум образовательных технологов" с мозговым штурмом по созданию акселератора педагогических идей для реализации инновационного подхода к развитию подрастающего поколения (РРЦ "Юные якутяне");

- в рамках Елки Главы Якутии состоялось два ярких события для школьников: Республиканский детский гражданский форум «Мир изменится вместе с нами!» (РРЦ "Юные якутяне"), «Митап-встреча с председателем Правительства В.В. Солодовым» ("Сосновый бор");

- Открытое родительское собрание «Мы – будущее России!» на платформе Youtube РИИХ «Сахамедиа» в рамках Республиканского январского совещания работников образования-2020;

- презентация Департаментом процессного и проектного управления Администрации Главы и Правительства Якутии лаборатории по стратегическим направлениям социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и концепции лаборатории «Мы – будущее России!»;

- профильная смена «Мы – будущее России!» на базе "Сосновый бор" при участии Департамента процессного и проектного управления Администрации Главы и Правительства Якутии, Общественной палаты Якутии, Российского движения школьников, Малой академии наук РС (Я);

- стратегическая сессия «Контуры Будущего» Кружкового движения Агентства стратегических инициатив по определению вектора развития талантов в Якутии (РРЦ "Юные якутяне" при поддержке Правительства Республики и Министерства образования и науки РС (Я));

- рабочее совещание по единому дню запуска проекта "Мы - будущее России!", которым определили День защиты детей - 1 июня в формате фестиваля достижений детей.

Согласно Концепции и стратегическим задачам проекта эффективность проекта можно оценить в краткосрочной перспективе по промежуточным результатам. Реализация проекта обеспечит к 2025 году:

-                   Увеличение доли выпускников общеобразовательных организаций, поступивших в высшие и средние профессиональные образовательные учреждения в республике;

-                   Увеличение доли молодых специалистов, получивших образование в других регионах государства и вернувшихся для трудоустройства в республику;

-                   100% доступ к цифровому контенту обучающихся и молодежи, независимо от их географического расположения и состояния их здоровья; для каждого ребенка будет сформирован цифровой образовательный профиль и персональная траектория развития с использованием федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды (федеральных цифровых платформ, информационных систем и ресурсов), между которыми обеспечено информационное взаимодействие.

-                   До 100% детей от 5 лет и молодежи до 23 лет будут охвачены дополнительным образованием; к 2025 году не менее 15 тысяч детей 10-18 лет будут вовлеченных в мероприятия по выявлению и сопровождению одаренных детей; рост доли детей, молодежи и педагогов (тренеров), получающих целевую поддержку в развитии таланта;

-                   До 100% детей и молодежи 10 - 25 лет будут вовлечены в деятельность общественных объединений, в т.ч. волонтерских и добровольческих;

-                   В сельской местности и малых городах будут созданы 250 образовательно-развивающих площадок цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей.

Таким образом, Проект предполагает 3 важные задачи воспитания:

1. Развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

2. Развитие духовно-нравственной сферы подрастающего поколения, формирующей уверенность в своем будущем, ответственное участие в развитии республики и страны с учетом современных вызовов цифровой трансформации.

3. Формирование траектории жизни в своем регионе и своей стране, наполняющей развитие детей и молодежи нравственными ценностями и смыслами.

Как отметила Васильева В.А., "Будущее России зависит от каждого из нас, от воспитывающей среды, от тех артефактов, которые мы оставим для нашего подрастающего поколения".


Участники Общественных обсуждений определили, что проект "Мы - будущее России!" начал свою работу успешно благодаря консолидации трех министерств, а также активному привлечению общественности и выразили инициативу по созданию научно-исследовательского института по изучению вопросов детства для применения научного подхода к проекту, в чем может оказать содействие Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова и научные учреждения Якутии.

Работа по реализации проекта зависит от согласованных действий участников процесса, поэтому в ближайшем времени планируется обсуждение и согласование тремя министерствами дорожной карты проекта.         

Мы будущее России (Презентация) 

 

Пресс-центр ГАНОУ РС (Я) «РРЦ «Юные якутяне»