В
рамках III
Международного
конгресса «Музыка для всех» в г. Якутске состоялся масштабный мастер-класс
учителя музыки Ломоносовской гимназии (г. Москва) – Артура Викторовича Заруба. Его
педагогическая деятельность снискала признание по всей России, его
мастер-классы ждут во многих городах. Свою педагогическую деятельность Артур
Викторович строит на идеях гуманной педагогики, педагогики сотрудничества,
художественной дидактики. Его ученики являются не только равноправными
участниками педагогического процесса, но и его субъектами. Приобщая детей к
классическому музыкальному искусству, на его уроках главенствует принцип: «От
маленького исполнителя и композитора – к большому слушателю», развивается
музыкально-интонационное мышление. Все ученики обучаются игре на свирели по его
авторской методике.

За
его плечами ни много ни мало - 36 лет педагогической деятельности. Он является
кандидатом педагогических наук, награжден значком «Отличник народного
просвещения», медалью Ушинского, правительственным знаком «Учитель года
России», кавалер почетных знаков «Общественное признание» и «Рыцарь гуманной
педагогики».
Однако
сам Артур Викторович не однократно подчеркивает, что не нужно копировать ни чей
стиль: ни в жизни, ни в методах преподавания. У каждого он должен быть свой –
свой ключ к слушателю.
В
течение двух дней слушатели не только осваивали новые методы приобщения детей к
музыке, но и попробовали их на себе. Так, люди, которые ни разу в жизни не
держали в руках музыкальные инструменты, попробовали сыграть на флейте и
показать определенные успехи.
В
общей сложности на семинаре собрались 82 слушателя из Чурапчинского,
Мегино-Кангаласского, Хангаласского, Сунтарского, Кобяйского, Усть-Алданского,
Вилюйского, Амгинского, Нюрбинского, Жиганского, Нижнеколымского, Аллаиховского
районов и г. Якутска. Заинтересовались мастер-классом не только учителя музыки,
но живой интерес появился также и у руководителей, методистов, директоров школ,
а также глав и заместителей глав районов.
Открытое
и живое общение аудитории и лектора всегда дают положительные результаты. Так,
например, многих интересовал вопрос должны ли учителя музыки владеть
музыкальным инструментом на высочайшем уровне. Артур Викторович отметил, что
самое главное – понимание того, что ты хочешь, как педагог. Но с владением
инструмента, достичь цель легче. Также он отметил, что возраст во многом играет
большую роль для музыканта – в старости те же самые произведения исполняются
медленнее. Так на исполнение произведений, большую роль играет общее здоровье.
Этот вопрос волновал многих педагогов, в частности – инклюзивное образование.
Музыка
– вещь, которая открывает новые горизонты, воспитывает силу духа и, чтобы ни
говорили, всегда идет в ногу со временем. С развитием новых технологий, на
сегодняшний день, практически, каждый желающий может приобщиться к прекрасному
и открыть для себя глубокий и многогранный мир музыки.
Математическая
последовательность в музыке – тема которая вызвала бурю эмоций и разделила
аудиторию на несколько лагерей мнений. Одним казалось, что точные науки и такое
творческое понятие как музыка никак не могут соприкоснуться, а другие с
интересом ждали где эта точка соприкосновения. Однако Артур Викторович смог
доказать обратное, объяснив, казалось бы сложные математические закономерности
в сочетании с музыкальными нотами. Основываясь на этом методе, Артур Викторович
представил перед аудиторией свое произведение – музыку составленную из числа
«Пи».
Как
признались слушатели, новый подход, новая информация вдохновили их на новый
курс развития и на достижение новых музыкальных высот. Каждый извлек для себя
урок, набрался опыта и по-новому взглянул, казалось бы, на уже привычные вещи.
Пресс-служба
Республиканского ресурсного центра «Юные якутяне»
