Компетенция "Гончарное дело"

Анонсы событий
Информация об отделе центра
Бухгалтерия

jskills.jpg

Региональный  чемпионат  профессионального мастерства для школьников 
Juniorskills Yakutia – 2015
Техническое описание, "Гончарное дело"<<<Скачать




1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Название и описание профессиональной компетенции

1.1.1 Название профессиональной компетенции: Гончарное дело.

1.1.2. Описание профессионального навыка

Компетенция включает знания по следующим основным требованиям:

  • Технология выполнения (исполнения) конкурсных работ
  • Соблюдение техники безопасности при выполнении конкурсных заданий
  • Подборка подходящего оборудования и инструмента для выполнения конкурсных работ
  • Владение навыками расчета времени выполнения конкурсных работ
  • Соблюдение санитарно-гигиенических условий выполнения конкурсных заданий

Дожившая до наших дней древняя методика производства глиняных сосудов по существу не изменилась. Но, опыт гончаров с годами совершенствовался: основываясь на собственном воображении и эмоциях, они стали вносить в гончарное производство новые мотивы. Авторы описывая процесс изготовления «древнеякутской» керамики, приводят разные варианты их формовки методом выколачивания. По В.Л.Серошевскому древние мастера из подготовленного глиняного теста делают «булку и из него руками лепят стенки горшка, добавляя если нужно, свежей глины. Когда горшок получить известную, желательную форму внутрь его вставляют полукруглый или круглый гладкий камень и, поддерживая рукою, ударами лопатки снаружи по поверхности горшка, выравнивают и выглаживают его стенки» (1896. С 378).

 

 

 

 

1. Гончарная искусство народа Саха по периодам

Данный круглодонный сосуд является частью набора сосудов изготовленных первой Сыалахской культуры период V-IV тыс до н.э. Тем самым после изготовления участником круглодонного сосуда следующим этапом является изготовления сосудов Белькачинской, ымыйахтахской, кулун-атахской культур.

1.      I Сыалахская культура V-IV тыс до н. э.

2.      Белькачинская культура – неолитическая археологическая культура Якутии (4 – 3 тыс до н.э.)

3.      Ымыйахтахская культура 2 – 1 тыс до н.э.


4.      Усть-Мильская культура – археологическая культура Сибири эпохи бронзового века, существовавшая в интервале от XIV до IV вв. до н.э.

5.      Кулун-атахская культура 14-16 в н.э.

- Сырдыкская культура.    

II. ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОБЪЕМ РАБОТ

Конкурс проводится для демонстрации и оценки квалификации в компетенции «Гончарное дело». Конкурсное задание состоит только из практической работы.

2.1. Требования к квалификации

Участники должны обладать уверенными познаниями в профессиональных областях, относящихся к изготовлению конструирование этапов гончарных изделий.

Общая профессиональная пригодность участника конкурса:

Знания в следующих областях:

  • Знания по технике безопасности при изготовлении изделий, включая умения, необходимые для применения основных правил техники безопасности и правил действия в аварийных ситуациях, поддержание безопасных условий на своем рабочем месте и на других рабочих местах;
  • знать технологические и физические свойства тканей;
  • знать правила  техники безопасности и охраны труда.

Умение:

  • Читать извлекать точные технические данные из инструкций, правил, инструкций/руководств, эскизов и чертежей деталей в бумажном или электронном виде;
  • Использовать и обслуживать измерительное оборудование (сантиметровую ленту, лекало), применять для изготовления изделия;
  • Выбирать и применять рабочий инструмент и оборудование (включая знание правил техники безопасности и норм эксплуатации обжиговой печи по спеканию изделий, применяемые для изготовления;
  • готовить материалы к обработке глинистых материалов;
  • выполнять операции по изготовлению изделия из керамической массы;
  • выполнять операции по выполнению этапов создания начина, полого тела, дна днища круглодонного сосуда;
  • владеть видами художественной обработки материалов;

2.2. Объем работ

Участник должен самостоятельно выполнить составленные экспертной комиссией практические задания. Общий объем выполнения работ рассчитан на  8 часов на 2 дня по 4 часа.

2.3. Конкурсное задание

2.3.1. Формат конкурсного задания

По своему формату, конкурсное задание представляет собой серию из нескольких заданий, выполняемых последовательно. Задание для всех конкурсантов одинаковое.

Формовка путем выбивания, основные навыки работы с глиной.

2.3.2. Структура Конкурсного задания

Конкурсное задание состоит из практической части.

Общее время на выполнение практического задания составляет 8 часов.

Задание включает в себя: усеченно –яйцевидный сосуд с наклонным во  внутрь венчиком и округлым дном.

- Разработка эскиза изделия;

- Создание начина;

- Изготовление тулово;

- Придание формы придонной части и дна;

- Обработка внешней и внутренней  поверхности сосуда.

III. СИСТЕМА ОЦЕНОК И КРИТЕРИЕВ.

На каждую выполненную операцию выставляются оценки по десятибалльной шкале. К основанным на критериях оценки относятся:

Ø Оценка за эскиз;

Ø Оценка за «начин»;

Ø Оценка за «тулово»;

Ø Оценка за «придонную часть, дно»;

Ø Оценка за общий вид изделия.

Подробная окончательная схема выставления оценок разрабатывается и утверждается всеми Экспертами WSR непосредственно на чемпионате WSR.

3.1. Критерии оценки

Критерии оценки и количество выставляемых баллов разрабатывается и утверждается экспертно-методическим советом и предъявляется участникам конкурса для ознакомления за один час до проведения конкурса.

IV.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

См. документацию по технике безопасности и охране труда. ( см ПРИЛОЖЕНИЕ 1 )

Также необходимо соблюдать следующие отраслевые требования техники безопасности:

  • Все участники должны быть одеты в спецодежду.
  • Все участники должны до начала конкурса научиться обращению с имеющимся на площадке оборудованием, инструментами и приспособлениями.
  • Наличие аптечки первой помощи.

   

V. МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ.

Составлен в соответствии с требованиями для российского чемпионата

Инструменты, материалы и оборудование для проведения конкурса

Наименование

Кол-во

Ответственный за оснащение

1.

Придонная глина

20 кг

МАОУ СПЛ

2.

Шамот

500 гр

МАОУ СПЛ

3.

Наковаленка

1

на  1 участника

МАОУ СПЛ

6.

Колотушка

 1

на 1 участника

МАОУ СПЛ



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1. Приходи на конкурс за 15 минут до начала.

2.        Входи в кабинет  «Технология» только с  разрешения учителя.

3.   Надень специальную одежду.  

4.   Сиди на закрепленных местах и не вставай без разрешения учителя.

5.   Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

6.   Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.

7.   Употребляй инструмент только по назначению.

8.   Не работай неисправными и тупыми инструментами.

9.   При работе держи инструмент так, как показал учитель.

10. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и  в беспорядке.

11. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

12. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

13. Не разговаривай во время работы.

14. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.

15. Во время перемены необходимо выходить из кабинета.

16. По окончании работы убери свое рабочее место.

Требования безопасности перед началом работы

1. Надеть спецодежду.

2. Проверить исправность инструмента.

Требования безопасности по окончании работы

1. Привести в порядок рабочее место.

2. Снять спецодежду и вымыть руки с мылом.

Группы Клуба

Яндекс.Метрика