Кабинет – залог успешной деятельности детской общественной организации

Анонсы событий
Информация об отделе центра
Отдел по работе с общественностью
19.02.2015

Кабинет – залог успешной деятельности детской общественной организации

В целях активизации деятельности детского движения и реализации программы дополнительного образования детей «Движение юных граждан Следопыты-Искатели» в нашей республике впервые проводится смотр-конкурс  кабинетов детского движения.

Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. (А. Барбюс) Школа сегодня – это огромный мир, живущий по своим законам и не выпадающий из общего потока жизни. Перед современной школой остро стоит задача воспитания всесторонне развитой творческой личности, способной быть востребованной в современных условиях. Она была и остается одним из главных учебно-воспитательных учреждений, планомерно и целенаправленно организующих жизнедеятельность детей. Школа учит детей адекватно воспринимать и вести себя в коллективе, вырабатывает представления о разных сферах жизни, помогает сформировать систему ценностей. Лучшей средой для воспитания личности в коллективе является детское движение. Детское движение способствует самовыражению, самоопределению и социализации личности ребёнка. В детском движении ребёнок приобретает социальный опыт общения и деятельности. Отечественное детское и юношеское движение до начала 90-х гг. было представлено Всесоюзной пионерской организацией им. В.И. Ленина и Всесоюзным ленинским коммунистическим союзом молодёжи (ВЛКСМ), которые носили массовый идеологизированный характер и практически работали под руководством образовательных и партийных организаций. В начале 90-х гг. государство отказалось от монополии на деятельность общественных объединений и способствовало росту демократических преобразований в общественной жизни подрастающего поколения. Однако в середине 90-х гг. государственная поддержка вновь созданных детских и юношеских объединений практически прекратилась. В результате образовательные учреждения перестали влиять на детское движение и утратили один из важных механизмов выполнения своих воспитательных функций. В Российской Федерации современное детское движение представлено многочисленными детскими и юношескими организациями и объединениями в сфере досуга, здорового образа жизни, благотворительности, патриотического воспитания и др. В каком направлении сегодня в нашей республике развивается детское движение? Единое детское движение «Стремление» («Дьулуур») было создано на базе Союза детских общественных объединений Республики Саха (Якутия), который, в свою очередь, был правопреемником Якутской областной пионерской организации. Точкой отсчёта начала нового движения стало проведение Учредительного слёта, который прошёл в июле 2013 года в Якутске. Тогда делегаты разработали основу программы нового движения, утвердили традиции, ритуалы, символику, проекты. Единое детское движение «Стремление» призвано расширить условия для реализации детских инициатив, способствовать формированию у подрастающего поколения интереса к прошлому и настоящему Якутии. Для этих целей разработана программа, состоящая из нескольких направлений: «Следопыты» (для детей от 8 до 10 лет), «Искатели» (с 11 до 14 лет) и «Новаторы (для детей от 14 до 17 лет). У движения есть своя эмблема, флаг, атрибутика (галстук, значок, нашивка и удостоверение), талисман – голубоглазый щенок Дьулус. По состоянию на 26 ноября 2014 года в республике предусмотрено 829 штатных единиц для организации детского движения в 625 образовательных организациях (школах). Детским движением занимается 70,5 на штатной единице старших вожатых, 269,25 единиц педагогов-организаторов, 281 заместителей директора по воспитательной работе и 172,75 штатных единиц на ставке педагога дополнительного образования. В 24 муниципальных районах деятельность детских общественных организаций координируется педагогическими работниками организаций дополнительного образования, и в этом случае, как правило, ведется системная, целенаправленная работа. Эти организации имеют штатные единицы «педагог-организатор», «педагог дополнительного образования», «методист», на которых возложена функция координации работы детских общественных организаций в муниципальном образовании или городском округе. Из 29 муниципальных районов и городских округов, предоставивших данные по реализации программ детского движения, в рамках часов предусмотренных на внеурочную деятельность по ФГОС, 294 класс – комплектов реализуют программы детского движения по программе «Движение юных граждан Следопыты – Искатели» в рамках часов предусмотренных на внеурочную деятельность по ФГОС, 57 – программы разработанные на основе программы «Эркээйи», 80 – авторские программы. В 16 улусах (районах) есть крупные детские организации, численностью от 1200 до 5000 детей, работающие со всеми школами. Детские организации с большим охватом детей в школах улуса работают, например, в Нюрбинском «Ньурба эрэлэ», в Мегино-Кангаласском «Мэңэ кэскилэ», в Намском «Чолбон», в Чурапчинском «Чурапчы кэскилэ», в Таттинском «СИТИК», Эвено-Бытантайском «Уямкан», в Амгинском «Амма кэскилэ», Томпонском, Оймяконском, Вилюйском и др. районах Деятельность детских общественных организаций ведется по таким основным направлениям: - патриотическое воспитание детей и подростков; - природоохранная деятельность; - разработка и реализация общественно-полезных проектов; - добровольческие движение, работа с ветеранами войны, тыла и труда: работа с детьми-инвалидами; - организация и проведение акций, организация досуга детей и подростков. На данное время только в 291 школах республики выделены помещения для детских общественных объединений. Исходя из этого с целью повышения профессионального уровня педагогов-организаторов в работе с детскими общественными объединениями, а также совершенствования творческой работы лидеров детского движения в 2014-2015 учебном году Министерством образования Республики Саха (Якутия) совместно с Советом (аппаратом управления) Единого детского движения «Стремление» («Дьулуур») под эгидой Главы Республики Саха (Якутия) организуется смотр-конкурс «Лучший кабинет детского движения». Наличие кабинета – одно из условий успешной деятельности детского движения. Так как именно такой кабинет является штабом деятельности детских коллективов. Здесь ребята получают необходимую информацию, имеют возможность внести свои предложения по организации деятельности детского движения или проведению конкретного коллективного творческого дела. В каждой школе должно быть помещение, которое постоянно доступно для детей, и именно дети должны чувствовать себя в ней хозяевами. Соответственно, такой кабинет является одновременно рабочим кабинетом педагога-организатора (старшего вожатого). Основанием для выделения кабинета в школе могут быть: - Методические рекомендации «О расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательном учреждении» (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.02.2000 г. № 101/28-16) и Методические рекомендации по созданию условий для развития деятельности молодежных и детских общественных объединений в целях расширения участия в общественной жизни и принятия решений, затрагивающих их интересы (письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.06.2014 № 09-1169). Педагог-организатор организует работу актива, органов детского самоуправления, клубно-профильных коллективов в этом кабинете. С этой целью с учётом перспективного планирования можно составить график их работы в кабинете. Назначение кабинета детского движения – стать информационно-пропагандистским и организационно-координационным центром детского движения в школе. В соответствии с этими задачами нужно продумать и осуществить его оборудование и оформление. Как и в любом другом учебном кабинете, необходимо оборудовать техническими средствами обучения как интерактивная доска, персональный компьютер, сканер и.т.п. Также можно систематизировать методический фонд по направлениям: программы Единого детского движения «Дьулуур» («Стремление») Республики Саха (Якутия), социально-педагогическая диагностика, методика подготовки и проведения коллективных творческих дел (КТД), организация работы с проектами «Энциклопедия замечательных людей», «Дойдум – Отечество» и.т.п., коллективное планирование работы, коммунарские сборы, атрибуты ЕДД «Стремление», самоуправление в школьных коллективах, программирование и проектирование деятельности детского движения, игротека, фонотека. Значимость кабинета детского движения в воспитательном процессе очевидна. И то, каким он будет, во многом зависит и от деятельности педагога-организатора, и от степени поддержки со стороны администрации школы. На данный момент создание кабинета детского движения, отвечающего современным требованиям – актуальная задача для многих общеобразовательных учреждений. В этом учебном году в нашей республике впервые проводится смотр-конкурс кабинетов детского движения. Подробнее с условиями и положением конкурса вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке на сайте. Макарова Нюргуяна Владимировна, методист отдела детского движения ГБУ ДО МО РС(Я) «Республиканский центр развития дополнительного образования и детского движения».

Примечание:  Положение о смотре-конкурсе кабинетов детского движения

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку





Группы Клуба

Яндекс.Метрика