Выступление О.А. Яшиной, руководителя отдела воспитания и дополнительного образования Министерства образования Республики Саха (Якутия)

Выступление  О.А. Яшиной, руководителя отдела воспитания и дополнительного образования Министерства образования Республики Саха (Якутия)
28.10.2014
Разрешите кратко представить республику и систему образования республики Саха (Якутия). Осуществляется мониторинг подпрограммы «Дополнительное образование» республиканской программы развития образования до 2017 года, Стратегии действий в интересах детей Республики Саха (Якутия) на 2012–2017 годы, «Дорожной карты» развития дополнительного образования, направленный на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту. Разработаны нормативные правовые документы по интеграции общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования: примерные договоры между организациями по реализации требований ФГОС по внеурочной деятельности, положения по моделям интеграции, должностные инструкции, методика расчета охвата детей дополнительными образовательными программами, разрабатывается норматив финансирования реализации дополнительных образовательных программ в расчете на 1 ребенка (с учетом региональной специфики – градации по районам арктической зоны, вилюйской группы районов, северной, центральной и др.). Все это позволяет на данный момент охватить дополнительными образовательными программами более 65 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет. При этом доступность и объем дополнительного образования значительно отличается в разных районах республики. Анализ основных федеральных законов и мониторинг системы образования Республики Саха (Якутия) позволил выделить, на наш взгляд, общие проблемы развития дополнительного образования для Российской Федерации, в целом, и проблемы, характерные для нашего региона. Кратко остановлюсь на некоторых из них. 1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" закрепляет полномочия по организации предоставления дополнительного образования детей за региональными и муниципальными органами власти. Это позволяет оказывать государственную поддержку сфере дополнительного образования детей, но приводит к межрегиональной и межмуниципальной дифференциации доступности и объема предлагаемых услуг по реализации дополнительных образовательных программ. Федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», «Об образовании в Российской Федерации» не закрепляют гарантий общедоступности и бесплатности дополнительного образования детей, что, в первую очередь, ограничивает возможность развития личности, не обеспечивает условия для самоопределения и социализации детей (п. 2 статьи 2 ФЗ-273), создает риски развития образовательного неравенства между социальными группами с различным уровнем дохода. В связи с этим предлагаем внести дополнения в часть 3 статьи 5 ФЗ-273 с целью нормативного закрепления обеспечения предоставления бесплатного и доступного дополнительного образования для детей в соответствии с гарантиями о развитии каждого ребенка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 2. Отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов нормативной регламентации, с одной стороны, позволяет создавать необходимую вариативность и обновляемость программ, с другой стороны, не всегда обеспечивает предоставление услуг достойного качества и эффективное расходование средств бюджетов всех уровней. Предлагаем разработать образовательный стандарт для дополнительного образования детей в соответствии с ФЗ-273 (по полномочиям). 3. Несовершенство финансового обеспечения реализации Федеральных государственных образовательных стандартов в условиях интеграции общего и дополнительного образования. Качество реализации ФГОС снижено, поскольку слабо используется потенциал дополнительного образования (и кадры, и имеющиеся базы) Предлагаем дополнить нормы ФЗ-273 в части распределения субвенций на обеспечение реализации ФГОС на базе организаций дополнительного образования путем внесения дополнений в пункт 3 пункта 1 статьи 8 ФЗ-273: «…обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дополнительного образования в рамках реализации федеральных образовательных стандартов в муниципальных организациях дополнительного образования, посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации». Совершенствование финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования согласно Концепции развития дополнительного образования в Российской Федерации предполагает развитие механизмов финансового обеспечения дополнительных общеобразовательных программ на основе нормативно-подушевого финансирования, что в условиях отдаленных и малонаселенных арктических, северных районов республики вызывает определенные сложности, несмотря на используемые коэффициенты при расчетах и отсутствие требований по минимальной наполняемости групп по новым СанПиНам от 4 июля 2014 года № 41, поскольку увеличивает финансовую нагрузку. Согласно Концепции модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей с 2018 года предусматривает развитие сети организаций дополнительного образования в субъектах Российской Федерации в соответствии с демографическими тенденциями, социокультурными особенностями, градостроительными планами, стандартами определения нормативной потребности в объектах социальной инфраструктуры. Такой подход также ставит арктические, северные районы в сложную ситуацию. Так же следует учитывать сложную транспортную схему в республике, высокую финансовую потребность на оплату проезда (средняя стоимость авиабилета в один конец составляет 25-40 тысяч рублей в арктических, северных районах). На основании изложенного, предлагаем включить в перечень мероприятий Программы реализации концепции по развитию дополнительного образования Российской Федерации (программа должна быть разработана к декабрю 2014 года) мероприятия по финансовой поддержке организаций дополнительного образования, расположенных в районах Крайнего севера Российской Федерации. В расчет норматива финансирования на 1 ребенка реализации дополнительных общеобразовательных программ включить обеспечение участия обучающихся в организациях дополнительного образования детей в во Всероссийских и Международных конкурсах, выставках в соответствии с перечнем мероприятий по поддержке талантливой молодежи Российской Федерации. Внести дополнения в 124-ФЗ в целях поддержки дополнительного образования в семьях, родительских сообществах, а также поддержку совместных (семейных, детско-взрослых) практик дополнительного образования детей в каникулярное время (особенно актуально в летний период) (например, в Якутии детские трудовые бригады, семейные бригады, работающие в сайылыках).

Описание для анонса: 
Количество показов: 1593
Кем создан (имя): (Museum) РРЦ Юные якутяне

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку





Анонсы событий
Новости Ученического портала
Случайный вывод работ
Фоторабота № 15 Фоторабота № 15
Название:  С Победой!
Автор:  Квасов Демид
Рейтинг:  3.4
Фоторабота № 09 Фоторабота № 09
Название:  Есть такая профессия – защищать Родину
Автор:  Перфильева Марина
Рейтинг:  4.04
Фоторабота № 16 Фоторабота № 16
Название:  Как я вижу службу в армии
Автор:  Ситников Вячеслав
Рейтинг:  3.19
Фоторабота № 13 Фоторабота № 13
Название:  Крепкая броня Российской военной техники
Автор:  Маркова Ангелина
Рейтинг:  3.72
Фоторабота № 08 Фоторабота № 08
Название:  По пластунски ползём, нам преграды нипочём
Автор:  Пестерев Тимур
Рейтинг:  3.56

Яндекс.Метрика