Директор

Информация об отделе центра
Административно-хозяйственный отдел
Петрова Мария Петровна
Директор, кандидат педагогических наук

Колонка директора

25.04.2017

Участие Республиканского ресурсного центра «Юные якутяне» в Московском международном салоне образования

Московский салон образования – крупнейшее событие сферы образования России

С 12 по 15 апреля в Москве на территории ВДНХ состоялось одно из самых заметных мероприятий в сфере образования и науки – Московский международный салон образования (ММСО). Салон организован по распоряжению Правительства РФ  Министерством образования и науки РФ. Международный московский салон образования – одна из ведущих площадок для презентации лучших мировых практик в сфере образования.  Главной темой ММСО-2017 стала «Новая экосистема образования» – акцент на развитие коммуникации всех участников образовательного процесса в России и за рубежом.

О масштабности мероприятия говорят цифры: приняли участие представители 75 стран; в деловой программе состоялось более 640 мероприятий, на которых выступили 1 256 спикеров; более 400 экспонентов представили образовательные технологии и разработки на площади более 25 000 квадратных метров;  за четыре дня работы 75-й павильон ВДНХ посетили 56 500 человек.

Дополнительное образование – один из ключевых кластеров салона

Одной из самых обсуждаемых на салоне была повестка дополнительного образования. Участники ММСО обсудили вопросы государственного регулирования, развитие кружковой деятельности, создание сетевой «Школы наставников», формирование карты площадок дополнительного и неформального образования и многие другие. Состоялось представление приоритетного проекта российского правительства «Доступное дополнительное образование для детей».

Так как наше учреждение –  Республиканский ресурсный центр «Юные якутяне» – курирует в республике работу по дополнительному образованию детей,  мы приняли активное участие в обсуждении самых важных проблем дополнительного образования.

Неформальное образование

Я выступила в качестве одного из спикеров на  круглом столе «Неформальное образование: интеграция в образовательную экосистему и государственное регулирование». В своем выступлении на тему «Неформальное образование в открытии новых горизонтов образования»  рассказала о  роли неформального образования в малых городах и поселениях Якутии в обеспечении качества жизни населения, возможностей развития личностных и профессиональных компетенций; обратила внимание на необходимость признания неформального образования на законодательном, нормативном уровне как актуальной и современной формы образования, позволяющей оперативно реагировать на быстро изменяющиеся запросы общества и рынка труда.

Кванториумы

Мы приняли участие в обсуждении инициативы «Новая модель системы дополнительного образования». В рамках проекта «Новая модель системы дополнительного образования детей» по всей стране создаются технопарки – Кванториумы для подготовки новой инженерной элиты, научно-технического просвещения молодежи и привлечения детей к изучению и применению наукоемких технологий. В декабре 2016 г. Главой республики Егором  Борисовым принято решение о создании системы детских технопарков. Детские технопарки созданы в Горном, Хангаласском, Амгинском, Чурапчинском, Сунтарском улусах, в Политехнической школе № 2, Саха политехническом лицее № 14 г. Якутска. С 2016 г. нами реализуется проект «Детский технопарк «Юные якутяне». На создание детских технопарков предусмотрена федеральная субсидия, которую республика получит в этом году на финансовую поддержку мероприятия 3.5 «Создание условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеразвивающих программ естественно-научной и технической направленности для обучающихся» Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Модельные центры

На салоне обсудили приоритетный проект российского правительства «Доступное дополнительное образование для детей». По мнению участников дискуссии, задачи приоритетного проекта – это повышение качества управления образованием в регионах и профессионального мастерства педагогов. Реализовать проект в регионах планируется с помощью модельных центров.  С 2017 г. наше учреждение начало разработку и внедрение проекта модельного центра «Республиканский  ресурсный центр по модернизации дополнительного образования детей».

Персонифицированное финансирование

В рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг. осуществляется модернизация организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов в системе дополнительного образования. В 2016 г. на территории семи регионов: Астраханской, Вологодской, Тульской областей, Пермского края, Республики Татарстан, Ханты-Мансийского автономного округа и в нашей республике проводилась апробация моделей персонифицированного финансирования, а также мероприятия по введению нормативного подушевого финансирования и независимой оценке качества дополнительного образования. На  круглом столе «Модернизация организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в субъектах РФ: внедрение нормативного подушевого финансирования, апробация и внедрение персонифицированного финансирования» состоялось обсуждение имеющихся результатов. Модератором выступила Татьяна Абанкина, к.э.н., директор Центра государственного сектора экономики Института управления ресурсами НИУ ВШЭ.

Как представитель пилотного региона,  я поделилась практическим опытом первого этапа апробации персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Якутии. Нами проведена  работа по разработке нормативных правовых актов, по организационно-методическому и информационному сопровождению проекта, добровольной сертификации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Сформирован реестр выдаваемых сертификатов, поставщиков услуг образовательных программ. В 2016 г.  в эксперименте участвовали 9 учреждений дополнительного образования г. Якутска (6 044 ребенка), в этом году планируется охватить 75 % улусов, причем в каждом улусе не менее 10 % детей 5-18 лет должны пользоваться сертификатами. С 2018 года по всей стране 10% детей от 5 до 18 лет будут осваивать программы дополнительного образования по сертификатам персонифицированного финансирования.

Организован мониторинг реализации эксперимента.  Так,  охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами составил в республике в 2014 г. – 70,3 %;  в 2015 г. –  71,4 %; в 2016 г. –  73,3 %.  К 2018 г. этот показатель планируется увеличить до 75 %.  Модель персонифицированного финансирования позволит  увеличить  количество детей,  имеющих гарантированное право посещения учреждений дополнительного образования детей, в том числе   детей, занимающихся  научно-техническим творчеством.

Участниками круглого стола предложено  учесть опыт пилотных регионов и лучшие региональные практики для распространения новых механизмов в системе дополнительного образования детей  во всех субъектах Российской Федерации.   

Негосударственное дополнительное образование

Также на ММСО прошел форум «Негосударственное дополнительное образование», эксперты которого рассказывали представителям бизнеса, как тем стать участниками российского образовательного рынка, пройти процесс лицензирования образовательных программ и организовать взаимодействие с государственными учреждениями, о принципах государственно-частного партнерства. В последние годы Министерством образования и науки РС(Я) оказывается государственная поддержка негосударственного сектора дополнительного образования детей.  Ведется их реестр, оказывается методическая помощь, а с прошлого года впервые частные организации, оказывающие услуги дополнительного образования детей, получили доступ к бюджетному финансированию благодаря   новой модели финансирования. 

Независимая оценка качества дополнительного образования детей: потребности и барьеры

Круглый стол под таким названием вела  Татьяна Мерцалова, ведущий эксперт Института образования НИУ Высшей школы экономики. Участники искали ответы на вопросы: как добиться того, чтобы механизмы независимой оценки пришли в соответствие особенностям дополнительного образования? Какие сегодня существуют законодательные требования к формированию оценки качества образования и в какой мере они применимы к дополнительному образованию? Какие существуют механизмы оценки и как их можно улучшить, чтобы результат оценивания был полезен как для системы, так и для родителей? Также  обсудили методические рекомендации, сформулированные Минобрнауки России при участии Института образования НИУ ВШЭ. Нами разрабатываются критерии оценки  качества дополнительного образования детей с учетом  региональных особенностей.

Х съезд Всероссийского педагогического собрания «Безопасность семьи и школы в современном информационном пространстве»

Со дня основания Всероссийского педагогического собрания наше учреждение ведет общественную деятельность как  член этой общественной организации. В качестве делегатов мы приняли участие в Х съезде Всероссийского педагогического собрания «Безопасность семьи и школы в современном информационном пространстве», состоявшемся в рамках ММСО. На съезде рассмотрены вопросы информационной безопасности в школах, защиты подрастающего поколения от противоправного контента в сети, модели участия в этой работе учителей, родителей и самих школьников, подписано соглашение о сотрудничестве между Всероссийским педагогическим собранием и Лигой безопасного Интернета.

Всероссийский конкурс научно-технического творчества молодежи

Финал Всероссийского конкурса научно-технического творчества молодежи на площадке ММСО стал отличной возможностью  для якутских школьников – победителей республиканской выставки научно-технического творчества школьников – осознать перспективы своих проектов, построить наиболее эффективную траекторию своего развития и обсудить ее реализацию с экспертами.  Максимов Степан, ученик 7 класса Улах-Анской СОШ Хангаласского района, представил проект «Разработка комплекта модулей для сборки мини станка с ЧПУ»;   Андреев Борис, ученик 8 класса, обучающийся  Центра дополнительного образования Горного улуса, –  проект «Самодельный очиститель ягод «CleanBerry». Следует отметить, что их разработки были отобраны в числе 120 лучших работ из 908 заявленных проектов со всей страны.

Выводы

Содержание дискуссий на площадках ММСО относительно дополнительного образования детей позволило выделить наиболее обсуждаемые экспертами и специалистами моменты: во-первых, необходимость обновления содержания дополнительного образования детей с учетом изменений технологического развития; во-вторых, усиление инновационного характера дополнительного образования; в-третьих, укрепление связи содержания программ дополнительного образования с перспективными профессиями; форсированное развитие технической и естественнонаучной направленностей; в-четвертых, ориентация опережающего обновления содержания дополнительного образования детей на потребности населения и  государства; в-пятых, его доступность для всех категорий детей.

По-моему мнению, каждый участник Московского международного салона образования прошел своего рода повышение квалификации, так как салон – самая масштабная в России площадка презентации передовых технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений для образовательного процесса.

Хотелось бы, чтобы в будущем в этом грандиозном мероприятии приняло участие как можно больше представителей нашей республики: педагогов, методистов, руководителей образовательных учреждений, в том числе специализирующихся в обучении людей с ограниченными возможностями здоровья и др. 

За четыре дня работы ММСО-2017 мы смогли обменяться профессиональным опытом, познакомились с лучшими технологиями обучения и воспитания в стране и за рубежом, но также убедились в том, что все ключевые идеи, инновационные решения, приоритетные направления, заложенные в Концепции развития  дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 г. и в приоритетном проекте «Доступное дополнительное образование для детей»,  реализуются в нашей республике в полной мере.

Участие в работе ММСО показало, что система дополнительного образования детей Якутии находится на передовых позициях в стране  и в целом по многим параметрам работы опережает другие регионы, в частности,  по позитивной практике разработки инновационных методик внедрения современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей. 

Ведущими федеральными экспертами перед широкой аудиторией  профессионального сообщества страны отмечена высокая репутация Республики Саха (Якутия) по качественной реализации проектов развития дополнительного образования.


Описание для анонса: 
Количество показов: 79
Кем создан (имя): (Kapitonova) Октябрина Капитонова


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Группы Клуба

Яндекс.Метрика