ШКОЛЬНЫЕ ДЕБАТЫ

11.03.2014

Силе слов в нашем обществе часто не придается должного значения. Наша способность к самовыражению часто воспринимается как что-то само собой разумеющееся. Считается, что если у человека более или менее богатый словарный запас и есть понятие о грамматике, то он автоматически сможет произнести хорошую речь.

Учебные программы, как правило, не предусматривают сознательного обучения устной речи. Поэтому у многих публичные выступления вызывают стресс, а уж обсуждение спорных тем – и подавно. Некоторые не берутся за отстаивание своего мнения, а другие, напротив, выражают неуважение к мнению своих партнеров.

Дебаты берут свое начало из Древней Греции, где они были важным элементом демократии. Сейчас дебаты используются для того, чтобы помочь получить знания и умения, необходимые для преуспевания будущих специалистов в современном демократическом обществе.

В РФ технология дебатов применяется с 1997 г, РС (Я) присоединилась с 2001 г. Первые дебаты были проведены на базе Детского Бизнес - Центра Дворца Детского творчества г. Якутска. В настоящее время обучающие тренинги по этой технологии проводит школа тьюторов Малой экономической академии СВФУ.

 

Как образовательная технология  программа «Дебаты» может быть использована в виде двух форм:

  1.  Школьного клуба, т.е. в воспитательной деятельности;
  2.  Как форма занятия, обычно в виде интеллектуальной игры, т.е. в учебной деятельности;
  3.  Как методика для исследовательской деятельности.
  4.  Как общественная деятельность для молодежных организаций

 

Три принципа дебатов:

1. Обучение важнее, чем победа.

Дебаты организованы таким образом, чтобы помочь получить знания и умения, необходимые  для преуспевания в современном демократическом обществе. Согласно этому принципу, первое предназначение дебатов – обучение. Другими словами, обучение имеет большее значение, чем победа. Если Вы участвуете в дебатах только для того, чтобы выиграть, то вы поставили себе неправильную цель.

2.Честность- стержень дебатов.

Если вы приняли первый принцип, второй принцип – честность – вам будет легко принять. Если обучение и совершенствование умений важнее, чем победа, то будет меньше мотивов для подтасовки аргументов.

Честность – стержень дебатов. Мы всегда хотим знать правду и, зачастую, наша позиция зависит от доминирования какой-то группы аргументов и неполной информации о наличии других фактов. Признать, что ты не все знаешь – уже победа над собой, использовать подлинные факты – обязанность всех дебатеров. Доверять игрокам и той информации, которую они используют, нужно так же, как доверяешь себе.

3. Уважение.

Дебаты не касаются личности участников. Нельзя унижать человека за то, что он с вами не согласен. Дебаты касаются идей и их столкновения, а также того, какие идеи полезны человечеству. А в столкновении идей единственным приемлемым оружием могут быть только обоснованные аргументы. Другими словами, вы должны «нападать» на аргументы, рассуждения и свидетельства – но не на оппонента.

 

Суть дебатов: убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.

Тема: в дебатах формулируется в виде спорного утверждения.

Позиции «За» и «Против» должны быть равноценны. Тема должна представлять интерес и быть актуальным именно в это время.

Утверждающая сторона – в дебатах утверждающая сторона выступает за этот тезис.

Отрицающая сторона – спикеры пытаются доказать судьям, что позиция утверждающей стороны не верна.

Аргумент - это основание или довод, приводимый для доказательства тезиса.

Поддержка и доказательства - свидетельства, подтверждающие аргумент – цитаты, статистические данные, факты.

Перекрестные вопросы. Большинство видов  дебатов предоставляют каждому участнику возможность отвечать на вопросы спикера-оппонента. Вопросы могут быть использованы как для разъяснения позиции, так и для выявления потенциальных ошибок у противника. Полученная в ходе раунда информация может быть использована в выступлениях следующих спикеров.

Решение судей. После того, как судьи выслушивают аргументы обеих сторон по поводу темы. Они заполняют судейские протоколы, в которых фиксируют решение о том, какой команде отдано предпочтение по результатам дебатов.

Участники:

- Две команды школьников по 3 спикера (утверждения и отрицания) - всего 6;

- Таймкипер – участник, следящий за регламентом;

- Судья(и) – один или 3 человека, анализирующие игру спикеров и выносящие решение о победе.

 

РОЛИ СПИКЕРОВ (формат Карла Поппера)

1 спикер утверждения (У1) - 6 мин (4 мин)

·         Заявляет тезис утверждения

·         Определяет основные понятия, входящие в тему

·         Выдвигает и объясняет критерий, связанный с темой

·         Заявляет 2-4 аргумента (кейс) в защиту темы

1 раунд перекрестных вопросов: О3 к У1 - 3 мин (1,5 мин)

1 спикер отрицания (О1) - 6 мин (4 мин)

·         Заявляет тезис отрицания

·         Принимает определения или выдвигает альтернативные

·         Принимает критерий или предлагает альтернативный

·         Последовательно опровергает аргументы утверждения

·         Представляет 1-2 конструктивных аргумента (кейс) в опровержение темы

·         Обозначает основные области столкновения мнений

2 раунд перекрестных вопросов: У3 к О1 - 3 мин (1,5 мин)

 

2 спикер утверждения (У2) - 5 мин (3 мин)

·         Восстанавливает определения и критерий (в случае необходимости)

·         Восстанавливает кейс утверждения, отвечая на возражения О1

·         Приводит новые доказательства и поддержки, примеры и аналогии

·         Не приводит новых аргументов

·         Опровергает конструктивные аргументы (кейс) оппонентов

·         Обозначает основные области столкновения мнений

3 раунд перекрестных вопросов: О1 к У2 - 3 мин (1,5 мин)

2 спикер отрицания (О2) – 5 мин (3 мин)

·         Проясняет основные различия в подходах сторон

·         Оспаривает критерий (в случае необходимости)

·         Последовательно опровергает восстановленный кейс утверждения

·         Восстанавливает кейс отрицания, опровергнутый У2

·         Приводит новые доказательства и поддержки, примеры и аналогии

·         Не приводит новых аргументов

4 раунд перекрестных вопросов: У1 к О2 - 3 мин (1,5 мин)

3 спикер утверждения (У3) - 5 мин (3 мин)

·         Обращается к ключевым вопросам прошедших дебатов

·         Разъясняет преимущества своего критерия

·         Делает сравнительный анализ позиций сторон

·         Эффектное заключение

3 спикер отрицания (О3) - 5 мин (3 мин)

·         Обращается к ключевым вопросам прошедших дебатов

·         Разъясняет преимущества своего критерия

·         Делает сравнительный анализ позиций сторон

·         Обосновывает несогласие с оппонентами по ключевым вопросам

·          Эффектное заключение

Полный формат 44 мин, укороченный 26 мин.

Комментарий судьи 10 мин.

Итого: 54 мин (36 мин).

 

7 правил сравнительного анализа позиций сторон:

1.          Выделить наиболее ключевые аргументы и суждения, по которым шёл спор в ходе дебатов. Объяснить судьям причины того, что остальные суждения не имеют значения для принятия решения.

2.        Не повторять аргументы, а объединить их в нечто новое – ДОВОДЫ.

3.        Следовать той структуре, в какой доводы высказывались во время дебатов.

4.        В первую очередь, заявить те доводы, с которыми согласились или отчасти признали оппоненты.

5.        Не приводить новых аргументов. Можно расширять или развивать уже высказанные ранее аргументы, но не отвечать на аргументы оппонентов

6.        Сравнить преимущества выделенных ДОВОДОВ с их недостатками, выявленными оппозицией  («Чем они лучше аргументов оппонентов?») – и объяснить судьям, как выигрыш этого ДОВОДА влияет на победу во всей игре.

7.        За 30 секунд до окончания заключительной речи необходимо закончить сравнение и попытаться оказать последнее воздействие на судей, призвав их проголосовать за свою команду, и эффектно завершить раунд.

 

За соблюдением регламента и правил игры следит таймкипер. Для обозначения определенного временного отрезка речи в дебатах используется листы формата А-4 с крупной надписью «1 мин.» и «30 сек.», которые могут сопровождаться словами таймкипера. Как особо строгий знак, предупреждающий о нарушении регламента, используется поднятый вверх кулак.

Схема действий таймкипера:

- Поднимается лист с надписью по прошествии 1 минуты (при полном или 30 секунд (при сокращенном регламенте).

- Поднимается соответствующий лист за 1 мин. (30 сек) до конца речи.

- По прошествии времени речи таймкипер четко произносит: «Время».

- Поднять кулак по прошествии 30 секунд, которые могут быть необходимы для завершения предложения, после окончания регламента.

 

КЕЙС

Ясный, четкий, стратегически продуманный утверждающий кейс имеет особую важность, так как на нем держится структура дебатов.

 

Структура кейса:

Тема

Обоснование актуальности темы

Определение понятий

Определение критерия (цель или ценность)

Аспект

Аргумент

Доказательство

Аргумент

Доказательство

Аргумент

Доказательство

 

Рабочий листок дебатов

(Создание аргумента)

Тема:

Сторона:

Утверждение: (причина, по которой вы соглашаетесь или не соглашаетесь с темой).

Объяснение: (подробно объясните причину).

Обоснование: (содержит доказательства, обычно на карточку).

Заключение: (вновь подтверждение вашего первоначального требования).


Описание для анонса: 
Количество показов: 774
Кем создан (имя): (humphreys) Андрей Попов

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку





Сотрудник нашего отдела

Яндекс.Метрика